Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 29.06.2025, 09:10

Социальная информатика

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 36
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Информационное общество

В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество».

Одно из них принадлежит профессору А.И. Ракитову: «Информационное общество характеризуется тем, что в нем главным продуктом производства являются знания».

Чугунов А.В. в своем учебном пособии дает следующее определение: «Информационное общество – одна из теоретических моделей, используемых для описания нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно–компьютерной революции».

Считается, что в информационном обществе деловая активность перетекает в информационно–коммуникативную среду, формируются виртуальные экономика, финансовая система и т.п.

На рисунке 1 представлена структура информационного общества.

Информационное общество

Рис. 1. Информационное общество

 

С экономической точки зрения выделяют следующие основные виды обществ, представленные на рисунке 2.

Виды обществ

Рис. 2. Виды обществ.

 

Периодизация истории с точки зрения внедрения различных коммуникационных и информационных технологий имеет различные основания для обозначения этапов развития этих технологий, обозначаемые как «информационные революции» (рис. 3).

Рассмотрим все, представленные на рисунке 3 информационные революции.

Первая информационная революция – появление письменности.

Изменениям в развитии общества способствовало появление письменности. Она позволила фиксировать информацию и знания на материальном носителе, обмениваться этими носителями и передавать их из поколения в поколение.

Информационные революции

Рис. 3. Информационные революции

 

С появлением письменности появились и первые библиотеки. Считается, что первые библиотеки появились в Вавилоне (примерно 1700 лет до н.э.), в Египте и Финикии (около 1100 лет до н.э.). В их фондах хранили хозяйственные документы, тексты религиозного содержания, карты и т.п. материалы. Они выполняли функции архивов, а не были такими библиотеками, какими мы их привыкли видеть в современном мире.

Первыми видами информационных услуг были услуги по хранению рукописей, копирование документов и подготовка тематических обзоров.

Вторая информационная революция – развитие книгопечатания.

Развитие книгопечатания является главным этапом формирования социально-коммуникационных институтов. Развитие и распространение грамотности и письменности повлияло на появление и развитие этой технологии. Примерно в 1440 г. Иоганном Гуттенбергом был изобретен печатный станок , что стало одним из факторов распространения письменности, что и привело к появлению публичной сферы. Печатное слово постепенно приобрело статус средства массовой информации.

С развитием книгопечатания увеличилось количество библиотек. Для упрощения поиска изданий создавались сначала печатные перечни, затем появились карточные каталоги и картатеки. Постепенно стали использоваться различные системы тематической классификации, что способствовало появлению информационно-поисковых систем. В настоящее время подобные функции выполняют специализированные компьютерные системы. Именно на этапе второй информационной революции появились издательства, пресса, публичные библиотеки и были заложены основы для развития системы книгообмена, реферативных журналов и др. В Европе с середины XV в. Начал формироваться такой социальный институт, как авторское право.

Третья информационная революция – появление электронных средств связи.

В этот период были изобретены телефон, телеграф и радио, которые позволили быстро передавать информацию на любые расстояния. Именно в этот период началось зарождение глобализации. Развитию науки и техники способствовали прогрессивные средства передачи информации.

Четвертая информационная революция – внедрение компьютерной техники и телевидения.

Этот этап развития общества связан с появлением первых электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Они появились в середине 1940-х годов и использовались исключительно для проведения различного рода расчетов. Затем ЭВМ стали применять и для других задач, в частности, для обработки научной информации и текстов. С 1960-х годов стали разрабатываться и внедряться многозадачные и многопользовательские операционные системы. ЭВМ стали решать самые разные задачи – расчетные, экономические, конструкторские, информационно-поисковые и операции, связанные с обработкой текстов. С конца 1960-х годов на больших ЭВМ начали создаваться достаточно крупные хранилища текстовой информации. В 1970-е годы было положено начало автоматизации российских.

Пятая информационная революция – революция в телекоммуникациях.

Этот этап связан с развитием глобальной компьютерной сети Интернет. Но использование телекоммуникационных систем началось задолго до появления Интернета.

В середине 1960-х годов был изобретен модем, который осуществлял подключение через обычную телефонную сеть к большому компьютеру удаленный терминал. В дальнейшем население стало приобщаться к информационным технологиям и использование компьютеров перестало быть уделом профессионалов. Также, эта революция связана с широким внедрением мобильной связи. Растет рынок производства коммуникаторов, объединяющих функции компьютера, мобильного телефона и устройства доступа в Интернет.

Но информационные революции еще не закончились. Современное общество живет на этапе пятой информационной революции. И можно с полной уверенностью сказать, что будет еще много подобных революций, потому что человечество не стоит на месте, каждый год люди придумываю новые формы информационных коммуникаций. Возможно совсем скоро произойдет новая информационная революция, и человечество перейдет на новый этап развития.

С целью освещения в СМИ основных достижений и проблем в сфере развития информационного общества и доведения до общества планов и основных задач информатизации на 2014 год, была проведена 17 декабря 2013 года пресс–конференция «Информационное общество в России: итоги 2013 года», на которой выступили и ответили на вопросы журналистов: председатель Временной комиссии Совета Федерации ФС РФ по развитию информационного общества Руслан Гаттаров, руководитель Российского Агенства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общероссийского совета некоммерческих организаций Александр Айгистов, вице-президент ОАО «Универсальная электронная карта» Вадим Щепинов, президент Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры сети Интернет Александр Панов, руководитель Экспертного центра электронного государства Павел Хилов.


Контрольные вопросы и задания.

1. Что означает термин "информационное общество"?

2. Что нового внесла каждая информационная революция?

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Крючихина В.А., ФМиЕНО-2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz