Прежде, чем перейти к рассмотрению понятия «информационный ресурс», рассмотрим, что такое «ресурс».
«Ресурс – это запас или источник некоторых средств».
Такое определение «ресурса» дано в учебнике А.В. Могилева. Там же приведены виды общественных ресурсов, которые я представила в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Виды общественных ресурсов
Но такое определение понятие «ресурса» не единственно. Так, например, в учебном пособии К.К. Колина приведена следующая трактовка данного понятия.
Ресурсы – это элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей хозяйственного и социального развития.
Это определение более подробное и дает конкретное представление о ресурсе.
В современном обществе одним из важнейших видов ресурсов являются информационные ресурсы.
Не смотря на то, что понятие «информационные ресурсы» используется все более широко, в настоящее время нет его общепринятого понятия, что создает проблему при разработке политики любого уровня (международного, национального, регионального, республиканского и отраслевого) по созданию информационных ресурсов и их промышленной эксплуатации в интересах науки, техники, производства и управления.
Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «информационные ресурсы».
Существует много подходов к определению этого понятия.
Так, например, в Федеральном Законе России «Об информации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.
В учебнике А.В.Могилева дается другое определение понятия: «Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым».
Такой подход к определению, что такое информационный ресурс дает понять разницу между информационными и другими видами ресурсов. А именно, всякие другие ресурсы после их использования исчезают, например, сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п. А информационные ресурсы остаются, ими можно пользоваться многократно, их можно копировать без ограничений. Тем более при использовании информационных ресурсов. Они могут увеличиваться, так как использование информации редко носит пассивный характер. Но, не смотря на это, информационный ресурс не является самостоятельным ресурсом и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Чтобы реализовать информационные ресурсы во что-то материальное, необходимо соединить их с другими ресурсами: техникой, энергией, сырьем и т.д.
Итак, обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что под информационными ресурсами понимают всю накопленную информацию об окружающей нас действительности, зафиксированную на материальных носителях и в любой другой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве между различными потребителями для решения научных, производственных, управленческих и других задач.
Из определений можно сделать вывод, что существует множество информационных ресурсов, так же множество сфер, в которых нужны те или иные ресурсы.
Исходя их этого, можно классифицировать информационные ресурсы. Для этого, например, используют некие параметры, которые будут делить все информационные ресурсы на классы. Пример такой классификации представлен на рисунке 2.
Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (электронном) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. В свою очередь, любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Всякий информационный продукт должен быть зафиксирован на любом материальном носителе в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме.
Всякий информационный продукт может распространяться так же, как любой другой материальный продукт с помощью услуг.
Рис. 2. Различные классификации информационных ресурсов
Услуга – результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.
Информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
«Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке».
Информационные ресурсы страны, региона, организации рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости, запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам. В таблице 1 отражено то, как влияют информационные ресурсы на развитие общества.
Таблица 1.Влияние информационных ресурсов на развитие общества
Развитие мировых информационных ресурсов позволило: |
|
|
|
|
Крупнейшей категорией информационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Такие информационные ресурсы формируются и эксплуатируются различными государственными, муниципальными, частными информационными организациями и подразделениями. На рисунке 4 представлена классификация национальных информационных ресурсов.
Рассматривая информационные ресурсы, нельзя не отметить огромную роль Интернета как хранилища информационных ресурсов. Не смотря на то, что информационные ресурсы Интернета недостаточно хорошо структурированы и охвачены системами поиска, их количество очень велико. Всякие сведения о пользователях устаревают быстрее, чем публикуются. Достаточно достоверными и проверяемыми являются сведения о количестве зарегистрированных доменов .РФ, отраженные на рисунке 4.
На графике можно увидеть резкие изменения в графике. «Это объясняется тем, что после быстрого роста, последовавшего за пиком регистраций в 2010-2011 годах, домен, за 2012 год, потерял в весе, так и не добравшись до миллиона имен. Что не мешает «точке РФ» оставаться в числе наиболее населенных доменных зон на национальных языках.
Рис. 3. Классификация национальных информационных ресурсов
Рис. 4. Число зарегистрированных доменов .РФ
Проблемы с кириллическим доменом могут быть объяснены реакцией на перегретый интерес к новой зоне. Домен не оправдал ожиданий многих администраторов новых имен - и они от них отказались.
Кириллические адреса можно часто увидеть на рекламных материалах. Однако технические трудности, связанные с использованием многоязычного домена, удалось преодолеть далеко не всем — этот фактор играет важную роль в развитии кириллического доменного пространства.
Что касается будущего домена .РФ, то можно с уверенностью сказать: в 2013-14 годах кириллическая зона сохранит свое значение в Рунете, но так и останется вспомогательным инструментом».
Кроме конкретных данных о зарегистрированных доменах существуют схемы, в которых отражается не только текущее состояние интернет–аудитории, но и прогнозы на будущее на этот счет. Так. На рисунке 6 отражен прогноз динамики суточной и месячной интернет–аудитории в России для пользователей старше 18 лет.
Рис. 5. Прогноз динамики суточной и месячной интернет–аудитории,
Россия 18+ ( данные в млн человек).
Но среди всех пользователе, также существует своя динамика интернет–аудитории по возрастным группам. Такие данные приведены на рисунке 6.
Рис. 6. Прогноз динамики месячной и суточной интернет–аудитории по возрастным группам, Россия (данные в %).
Все схемы, приведенные выше, показывают, что Интернет с каждым днем становится все более популярным среди всех людей, не смотря ни на возраст, ни на пол. В настоящее время практически во всех домах есть доступ в Интернет, поэтому большее количество информации люди получают оттуда, так как это можно сделать намного быстрее, чем, например, пойти за необходимой информацией в библиотеку. Тем более информация в интернете постоянно обновляется, а вот в книгах, порой, содержатся данные, имеющие данные прошлых лет, что не всегда актуально.
Тем самым, можно сделать вывод о том, что информационные ресурсы в настоящее время разнообразны. Они также имеют различную классификацию и различные сферы применения. Способы хранения информационных ресурсов постоянно усовершенствуются: если раньше это были библиотеки, то теперь большинство информации, также актуальной на текущий момент, можно найти в Интернете. А это не всегда самый безопасный способ поиска информации.
Контрольные вопросы и задания.
1. Что такое информационный ресурс?
2. Какая разница между информационными и материальными ресурсами?
3. Что позволило сделать развитие мировых информационных ресурсов?
4. Что относится к национальным информационным ресурсам?